Профессии в интернет-маркетинге: кто такой контент-стратег

Он не пишет статьи и рассылки. Не редактирует тексты и не проверяет орфографию. Не занимается программингом и не верстает. Не ведет рекламу и не рисует мемасы. Непосредственный результат его работы часто даже не видно на сайте. Эдакий «полтергейст от мира маркетинга».

Некоторые вообще думают, что она есть только у нас. На самом деле нет – на том же HH.ru регулярно мелькают вакансии контент-стратегов (далее – КС). Зато мы были первопроходцами в этом плане, и первыми вывели эту профессию на российский диджитал-Рынок. Пруф – наша статья шестилетней давности, «Контент-стратег в новой эпохе интернета», где описаны общие аспекты этой профессии. Но за шесть лет многое в профессии поменялось. Появились новые задачи, новые зоны ответственности, так что самое время дополнить и обновить информацию.

Что делает КС?

Работа КС глобально делится на две части: стратегию и тактику (хороший стратег должен быть хорошим тактиком). В этих направлениях от него требуются совершенно противоположные качества, поскольку и результат работ очень отличается.

Стратегия

Это поиск направления, в котором проекту с точки зрения контента выгоднее всего продвигаться.

Зачем такие сложности? Затем, что давно прошли времена, когда можно (но не нужно) было сказать «8 в блог, 2 на внешние, 1 рассылка – и да будет проекту счастье». сейчас это выглядит так, как если бы Наполеон под Аустерлицем сказал: «Мне нужно вводить в бой по две дивизии каждый час, а в начале и в середине боя ударить артиллерией».

Образно говоря, сейчас КС – это главнокомандующий, который красным карандашом на карте рисует жирную стрелку и говорит: «Сюда!»

Каков результат работы КС в области стратегии? Это может быть:

  • Контент-стратегия – пошаговый план, как продвигаться с помощью публикации контента в наиболее выгодном направлении.
  • email-стратегия – тот же пошаговый план, но только на одном участке «фронта» – рассылках.
  • Digital-стратегия – а это уже больше, чем пошаговый план. Это документ, который включает также независимую экспертизу в анализе рынка, выявляет паттерны поведения целевой аудитории и определяет вектор развития бренда.

Что требуется от КС в этой части?

  • Понимание среднесрочных и долгосрочных тенденций на рынке клиента. Ему нужно погружаться в бизнес клиента за счет изучения профильной литературы и общения с экспертами.
  • Опыт разработки пути клиента (CJM), схемы «Резонанс – Дифференциация – Вера» (RDB).
  • Способность работать с огромными объемами информации. Например, когда КС изучает Рынок, ему приходится иметь дело с десятками, если не сотнями публикаций, которые говорят о развитии рынка в прошлом, его текущем положении, прогнозах.
  • Владение инструментарием по анализу конкурентов.
  • КС должен разбираться не только в бизнесе клиента, но и в трендах Интернет-маркетинга. Это помогает ему видеть тренды еще на стадии «вылупления» и умело их задействовать.

Тактика

Настал великий день: КС разработал хорошую концепцию, написал стратегию. Молодец. Что с ней дальше делать? Залить на сайт в корневую папку? Повесить на стену в ажурной рамочке?

Начинается довольно медленный процесс претворения идеи в жизнь. Теперь КС выступает начальником оперативного отдела штаба, который разбивает большую красную стрелку на поэтапные маленькие стрелочки и следит, чтобы наступление развивалось успешно.

Если вернуться к аналогиям, на этом этапе КС похож на маршала Бертье. Слышали? Начальник штаба у Наполеона, «задачей его было не одерживать, а подготовлять победы. <…> Он умел чрезвычайно ясно представить себе самые сложные движения войск, как никто он умел разбирался в картах, быстро и отчетливо подводил итоги разведки и, в случае надобности, мог превосходно начертать расположение позиций».

Чтобы стратегия начала работать, КС нужны совсем другие качества – не полет фантазии и не стратегическое мышление. Обязанности КС на этом этапе таковы:

  • Составить план публикаций на ближайший месяц и выбрать автора, который лучше всего напишет запланированный контент.
  • Составить техническое задание для автора (ТЗ) по каждому тексту из плана работ.
  • Самостоятельно подобрать качественные источники, если клиент не дает экспертизу по данному материалу.
  • Прочитать и оценить полученный от автора материал на соответствие ТЗ и фактологию. Если КС не устраивает качество статьи (рассылки, инфографики…), он отправляет материал на доработку.
  • Получить от клиента или от аккаунт-менеджера правки по готовым материалам. Не всегда такие правки обоснованы. КС вносит правки, которые могут реально улучшить текст или отправляет материал на доработку автору.
  • Передать конечные варианты текстов для публикации клиенту или аккаунт-менеджеру.

Каким должно быть ТЗ, чтобы в итоге вышла качественная статья? Читайте: Как написать грамотное техническое задание на текстовый контент.

Какие качества ему понадобятся на этом этапе?

  • Коммуникабельность. Работа контент-стратега предполагает активное взаимодействие с авторами и коллегами по проектной группе. Это взаимодействие происходит в разных форматах: переписки, телефонные звонки, и, конечно, живое общение. Так что это работа не для социофобов.
  • Умение разруливать проблемные ситуации. клиент может не любить инфостиль и обожать прямое вхождение ключей. КС должен мягко, но убедительно объяснить ему, что «водянистые» тексты не работают, а ключи в прямом вхождении чреваты очень большими неприятностями. Так что тут нужны еще и навыки дипломатичного общения.
  • Способность быстро переключаться между задачами и тематиками. В течение дня контент-стратег работает с абсолютно разными проектами: утром он отправит статью про тортики на правки, днем обсудит новые смарт-терминалы для малого бизнеса, ближе к вечеру составит контент-план про источники бесперебойного питания в дата-центрах, а перед окончанием рабочего дня начнет изучать последствия цифровизации экономики… Умение работать в режиме многозадачности – важный, пожалуй, даже ключевой навык для КС.
  • Пунктуальность. КС должен предоставлять все материалы в срок. Это не так просто, если учесть, что он одновременно ведет несколько крупных проектов.

Об этом редко пишут, но у КС еще должна быть чугунная пятая точка. Что бы ни говорили (вроде «нужно оптимизировать расходы времени»), невозможно за две минуты составить ТЗ для автора, а за полчаса подготовить анализ рынка.

Что не делает КС?

  • Не пишет тексты для сайта (бывают исключения). Это работа коммерческого автора.
  • Не размещает их на сайте. Тут трудится контент-менеджер (aka верстальщик).
  • Не редактирует тексты и не проверяет их на орфографию/пунктуацию. Это делают редактор и корректор.
  • Не определяет месячный объем работ по всему проекту. Этим занимается аккаунт-менеджер (но влиять на объем работ КС может).
  • Не ищет новых клиентов. Это работа отдела маркетинга.

Что касается постов для соцсетей, то они тоже не во власти контент-стратега. Ими занимаются ребята из отдела SMM. Но отделы контента и SMM могут тесно взаимодействовать в рамках одного проекта. Контент-план для соцсетей составляют с учетом плана публикаций в блог и наоборот, статьи из блога могут упоминаться в группе и так далее.

Плюсы прокрастинации или когда откладывание дел приносит пользу

Как стать контент-стратегом

В вузах нет такой специальности, поэтому тут неважно, что написано в дипломе. В теории КС может стать человек с любым образованием, но маркетологам и гуманитариям будет проще освоиться. Важно понимание ниши, механизмов работы контент-маркетинга – все эти воронки продаж, теплые и холодные клиенты. Если для человека это темный лес, контент-стратегом ему не быть.

«Идеальный стратег – гуманитарий с математическим складом ума» © Фольклор отдела контента

Зато у тех, кто следит за нишей и «горит» маркетинговой движухой, есть все шансы занять эту должность. В «Текстерре» отбор строится на тестовых заданиях. Если будущий КС проходит этот этап, он попадает на стажировку под крыло опытного специалиста. Есть небольшой адаптационный период, чтобы новичок влился в коллектив и привык к нагрузке. По окончании этого периода с него ждут такой же отдачи, как и от «старичков», как, в принципе, и на любой работе.

сколько зарабатывает контент-стратег

Держу пари, многие читатели сразу пролистали до этого раздела =). Зарплата КС, как и большинства специалистов контент-маркетинговой сферы зависит от количества проектов, которых он ведет. Есть базовая ставка + % за объем работ. Ставка обычно составляет 30–40 тысяч рублей, но контент-стратег, который работает на одну ставку, никакому агентству не нужен.

Доплата за проекты приличная, не 1–2 тысячи. Поэтому контент-стратегом быть выгодно – как в плане заработка, так и развития. Он сможет легко освоить смежные специальности: стать маркетологом, редактором специалистом по связям с общественностью. Конечно, многое придется изучить, но это все равно проще, чем осваивать профессию с нуля.

В некоторых компаниях контент-стратеги полностью отвечают за создание контента, начиная от подбора тем и заканчивая созданием картинок. Это сложная, объемная работа, но и оплачивается она соответственно.

Кажется, все рассказала. Если возникли вопросы – спрашивайте в комментариях, не стесняйтесь)

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *