Невезучий любимчик Иосифа Сталина

© Игорь Ставцев/Ridus

Он считался любимцем генерального секретаря ЦК ВКП (б) И. В. Сталина. «За Леваневского и всех Героев Русского Союза», — таковой тост произнес Иосиф Виссарионович на праздничном приеме в их честь в 1934 году. Но по правде реальным Героем Русского Союза Сигизмунд Леваневский никогда не был: ведь во время Челюскинской эпопеи, за успешное окончание которой и установили это высочайшее звание, он не выручил ни 1-го полярника.

Не считая того, неудачно завершилась его 1-ая попытка пропархать по маршруту Москва — Северный полюс — США, а 2-ая совершенно закончилась смертью его самолета и экипажа. Тем не наименее в истории авиации имя Сигизмунда Леваневского живо до сих пор.

Выше нас лишь небо

Сигизмунд Леваневский родился 2 (15) мая 1902 года в городке Санкт-Петербург в обрусевшей польской семье. У него была бурная молодость. Он стал участником Октябрьской революции. Участвовал в проведении массовых обысков в городке, разыскивал продовольственные припасы на товарных станциях.

В 1921 года судьба Леваневского круто изменяется. В 1924 года он стал курсантом Севастопольской ВШМЛ, закончил её в 1925 году. Служил в строевых частях ВВС Красноватой Армии. В 1928—1929 годах Леваневский — лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима. С весны 1933 года он в Полярной авиации. В этом же году он получает опыт далеких перелетов. В летнюю пору 1933 года Леваневский перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск.

13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему трагедию при выполнении кругосветного перелёта южноамериканскому лётчику Дж. Маттерну. 20 июля 1933 года доставил янки в город Ном (Аляска). В осеннюю пору 1933 года сделал ряд агитперелётов по Украине.

Желал спасти, но не выручил

В феврале 1934 года через Европу Леваневский вылетел с Г. А. Ушаковым и М. Т. Слепнёвым в США для закупки самолётов. На их они должны были участвовать в спасении челюскинцев. Были куплены два самолёта «Консолидейтед Флейстер».

29 марта 1934 года на одном из их он вылетел с Г. А. Ушаковым из Нома в Ванкарем, но из-за мощного обледенения он сделал принужденную высадку. Самолёт был разбит, и потому Леваневский не сумел принять роль в полётах к лагерю челюскинцев. Но, тем не наименее, он всё же (утратив самолёт) доставил в Ванкарем управляющего спасательной операции Г. А. Ушакова.

«За мужество и героизм», проявленные при «спасении челюскинцев», Леваневскому Сигизмунду Александровичу 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Русского Союза с вручением ордена Ленина.

Мысль-фикс

С 1934 года Леваневский обучался в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале 1935 года он оборвал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он ранее всех выдвинул на страничках газеты «Правда».

АНТ-25

3 августа 1935 года на самолёте АНТ-25 (2-ой пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — В. И. Левченко) Леваневский предпринял попытку перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (США). Но из-за технических проблем (утечка моторного масла) полёт был прерван над Баренцевым морем, машинка сделала высадку на аэродроме Кречевицы (в районе Новгорода). И Леваневский тогда поклялся, что такие полеты он не будет делать на одномоторном самолете. Леваневский поругался с конструктором АНТ-25 А. Н Туполевым, в присутствии Сталина обвинив его во вредительстве: мол, отказ мотора вследствие утечки масла был запланирован. Ссора положила конец их сотрудничеству.

В летнюю пору 1936 года Леваневский выехал в США для закупки самолёта для новейшего перелёта. В мировом масштабе у АНТ-25 тогда было два основных соперника, которые также могли преодолеть волшебный предел в 10 000 км. Это были самолёты, построенные на средства военных ведомств: английский Fairey Monoplane II, пролетевший в феврале 1933 года 8595 км по прямой меж Британией и Намибией, и французский Bleriot 110, в том же году установивший новейший рекорд в 9104,7 км на маршруте США — Сирия.

Но в США подобных самолетов не было. Тогда, не обнаружив там ничего пригодного, Леваневский закупил гидросамолёт «Валти» V-1А, и 5 августа 1936 года вылетел на нём из Лос-Анджелеса и, через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 года прибыл в Москву. Таковым образом, Леваневский сделал полет из США в Русский Альянс.

В апреле-мае 1937 года он испытал в Севастополе, а потом перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.

Остался у разбитого корыта

Но соперники не спали. Опосля неудачной пробы перелёта из СССР в США через Северный полюс экипажа С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко (из-за неисправности самолёта) и проведения «тренировочного» перелёта Москва — полуостров Удд в июле 1936 года, в 4 часа 5 минут утра 18 июня 1937 года русские летчики Валерий Чкалов, Жора Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. 20 июня в 19 часов 30 минут по столичному времени самолёт сделал благополучную высадку на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда — южноамериканском городке Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, продолжительность — 63 часа 25 минут.

Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белоснежного дома. За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красноватого Знамени.

Меньше чем через месяц опосля старта чкаловской машинки, 12 июля 1937 года, из Щёлково вылетел 2-ой АНТ-25. Экипаж состоял из Миши Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина. Практически за то же время — 62 часа 17 минут — 2-ой АНТ-25 пропархал по прямой 10 148 км. Мировой рекорд всё-таки стал русским. При этом в баках оставалось горючего ещё на полторы тыщи км.

Сырой самолет

Леваневский весьма переживал фуррор экипажей В. Чкалова и М. Громова и собственной идеи полета через Северный полюс не оставил. 12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (2-ой пилот — Н. Г. Кастанаев, штурман — В. И. Левченко, бортрадист — Н. Я. Галковский, бортмеханики — Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков) С. А. Леваневский стартовал по маршруту Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, опосля дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк.

Сам конструктор самолета Болховитинов резко негативно отнесся к идее перелета на единственном опытнейшем самолете. ДБ-А не предназначался к полетам в грозных критериях Арктики — это был бомбовоз, а не самолет для рекордов.

Из-за твердых рам моторов повсевременно появлялись трудности с движками — то лопнет какая-то трубка, то потечет радиатор. Не раз и не два механики чинили движки прямо в полете.

А из-за перегрева отказывали свечки, и поэтому летчикам приходилось делать прямо-таки цирковой номер: лететь на 3-х моторах, пока остывал 4-ый, позже опять запускать остывший движок взамен какого-либо перегревшегося…

Перечень дефектов при испытаниях состоял из 38 пт, в число которых входили недостающая устойчивость и маневренность (как следствие — срывы в штопор), малая эффективность рулей и элеронов, нехороший обзор у пилотов, недостающая мощность движков и т. д. В болтанку управление самолетом усложнялось, — летчик не мог длительно вести машинку, так как очень выматывался.

Не раз и не два в ходе испытаний появлялись аварийные ситуации. Так, 11 марта 1936 года на высоте 2000 метров из-за прекращения подачи горючего отключились все 4 мотора. Лишь самообладание и не плохая реакция летчиков, немедля прекративших набор высоты и перешедших в горизонтальный полет, дозволили избежать утраты самолета.

21 мая такого же года на 67-й высадке самолета подломилась стойка шасси — как выяснилось, из-за производственного недостатка. Заводская бригада оперативно устраняла эти неисправности.

Полет в никуда

Тем не наименее правительство отдало добро Леваневскому на совершение перелета по маршруту Москва — Северный полюс — Аляска на самолете ДБ-А. Машине был присвоен индекс полярной авиации Н-209 и позывной «РЛ» (Радио Леваневского).

Фактически, весь полет был затеян для проверки способности воздушного интернационального сообщения по трансполярным маршрутам. Перелет также преследовал пропагандистские цели — обосновать, что русские летчики освоили трансарктические воздушные пути на всех типах самолетов.

Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что тормознул последний правый мотор. На этом связь оборвалась. Невзирая на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден.

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из их не отыскала документального доказательства. По одной из их, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, схожий на летящую моторную лодку. Южноамериканскими лётчиками были обследованы районы вероятного падения, но безрезультативно.

По иной, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт отклонился от курса и свалился кое-где в Якутии. В качестве вероятного места падения именуется озеро Себян-Кюёль, где, по показаниям местных обитателей, до войны находили доску с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мертвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Русская Наша родина» были организованы экспедиции на это озеро. Они смогли отыскать могилу, в которой с помощью устройств смогли отыскать много золота, но не имели способности раскопать её.

3-я версия, выдвинутая Елецким В. И., подразумевает, что самолёт Леваневского сделал принужденную высадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага, опосля чего же экипаж 1,5 месяца пробовал связаться с «большенный землёй».

Имеется и уникальная версия конструктора А. Н. Туполева, согласно которой самолёт удачно прилетел в США, но, в силу новаторской конструкции самолёта и опасений Леваневского насчёт ареста из-за польского происхождения и обвинения в работе на польскую разведку, экипаж инкогнито остался в США, а смерть самолёта инсценирована военно-морской разведкой США.

Невзирая на все беды, Леваневский оставил собственный след в истории авиации. Его именованием названы улицы в Архангельске, Казани, Липецке, Москве, Полтаве, Севастополе, Сумах, Туле и остальных городках, полуостров в Баренцевом море, гора в Антарктиде. Николаевское военное авиационное училище морских лётчиков носило имя Героя. В городке Полтава (Украина) на доме, в котором жил С. А. Леваневский, установлена мемориальная доска

Источник: Rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *